НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ». 18+
республика армения,ереван

История
Ованеса Газаряна
и его семьи

«Даже одежды не было на нем, так били. Все разорвали.
Это только бог знает».
Ованесу Газаряну было 24 года, когда он, в числе многих протестующих, вышел на митинг во время событий 2016 года в Ереване. Тогда группа «Сасна Црер» захватила полицейский участок, применив оружие и убив одного из полицейских. «Сасна Црер» требовала освободить своего лидера и выдвигала антиправительственные лозунги, обвиняя армянские власти в провале карабахской политики, коррупции и полном пренебрежении интересами граждан.

Большинство армянского общества было солидарно с вооруженными захватчиками. Не с их методами, но с их устремлениями и требованиями. Они — народные герои, освободители и ветераны Карабаха. Именно люди назвали эту группу «Сасна Црер», соотнося современные события с тем, что было 100 лет назад, когда именно «Сасна» – сасунцы – оказали сопротивление во время геноцида, спасли свои деревни от уничтожения.
Даже одежды не было на нем, так били. Все разорвали. Это только бог знает.
«И сейчас мы ждем Овика, когда он вернется. Я видела его всего один раз за все это время. Когда меня пустили к нему, я не узнала его. Весь черный. Как объяснить. Лицо черное. Это же как били моего ребенка, что уже который день синяки не сходили». — Анаит Ретросян, мать Ованеса.
Человек вопреки государству
Документальный фильм о четырех семьях, переживших пытки
Народная память очень живая и хранит воспоминания. Село Апага в Армении стало легендарным. Именно сюда бесстрашные и упорные сасунцы переселились из Османской Турции. Те времена и события все еще часть повседневности — как жителей села, так и армянского общества. Люди выступили в защиту «Сасна Црер» и против вооруженного их подавления со стороны армянских властей. Толпы собирались в районе захваченного участка, для того чтобы предотвратить штурм и неизбежное в таких случаях кровопролитие. Именно люди, митингующие, настояли на том, чтобы к захватчикам пустили врачей. Начались столкновения между полицией и митингующими.
Власти пошли на разгон митинга, применив светошумовые гранаты в густонаселенном районе. Еще более возмутительной была «зачистка» — полицейские обыскивали все дома в районе, пытаясь найти митингующих. Врывались в дома, избивали как жителей, так и тех митингующих, которые укрывались там. По мнению армянских правозащитников, власти виновны в несоразмерном применении силы.

Ованеса Газаряна обвиняют в том, что он бросил камень в полицейского. При этом сам Ованес был сильно избит. Его поместили в СИЗО и полностью запретили общение с родственниками. Только свидания с адвокатами. К нему фактически применялись нормы, которые касаются изоляции тех, кого обвиняют в терроризме. Но суть обвинения Газаряна — камень, брошенный в полицейского, а доказательств, по словам адвоката, нет. Его дело о пытках не расследуется.
13 февраля 2017 года Ованеса выпустили из СИЗО, но само дело не закрыли. Дело о пытках также не расследовано. Власти ссылаются на то, что не могут идентифицировать полицейских, т.к. они были в масках. Все это время семье Газарян помогает Хельсинкская гражданская ассамблея из Ванадзора.

Текст: Асмик Новикова
Дизайн и верстка: Ксения Гагай
Фото: «Общественный вердикт».


Особая благодарность — правозащитным организациям Promo-LEX (Молдова), «Голос свобод» (Кыргызстан), Хельсинкской Гражданской Ассамблее — Ванадзор (Армения) за помощь в организации съемок.
смотреть далее
Человек вопреки государству