НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ». 18+
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ

Человек
вопреки государству

Четыре истории из Молдовы, Кыргызстана, Армении и России о семьях, переживших пытки. Фильм создан фондом «Общественный вердикт», российской правозащитной организацией, оказывающей помощь пострадавшим от неправомерных действий правоохранительных органов, в партнерстве с Centre for Human Rights Pprotection and Education, Литва.
Это истории четырех семей — молдавской, армянской, кыргызстанской и российской. Когда-то все герои этих историй родились в одной стране, Советском Союзе. Потом взрослели в своих, уже независимых, республиках — молодых странах, стремящихся к демократии и верховенству права, гуманизму и достоинству человеческой личности.Но новые государственные институты проверяются на прочность, только когда человек оказывается в беде.
Человек
вопреки государству
Каждая страна из бывших советских республик получила в наследство одну
и ту же правоохранительную систему, органы надзора и следствия, тюрьмы. Молодые страны решительно взялись за реформы. Все строили независимость, каждый был пионером. Прошло 25 лет после распада СССР. Двадцать пять лет реформ и устремлений, чтобы новые государства уверенно сказали миру — Советский Союз в прошлом, со всеми своими плановыми экономиками, громоздкими милициями, всесильной прокуратурой. Теперь время свободных республик, создающих открытые общества, публичную политику и неукоснительно соблюдающих права человека.
Человек вопреки государству
Документальный фильм о четырех семьях, переживших пытки
Новые государственные институты проверяются на прочность, когда человек оказывается в беде. Скорая помощь должна вовремя приехать, полиция — защитить, власти — решительно проконтролировать слаженную работу всех остальных. Этого не происходит ни в одной из этих четырех стран. Получается наоборот. Для государств жертв пыток не существует.
Когда человек пережил пытки и государственное насилие, государство должно мгновенно отреагировать — незамедлительно начать расследование, привлечь виновных к ответственности, принять меры, чтобы такое не повторялось, а человеку помочь начать жить заново.
Государство исчезает, но напоминает о себе всякий раз, когда человек обращается к нему с требованием. Оно защищается — где-то неприступным равнодушием и игнорированием нарушений прав человека. Такова история Адриана и Константина Репешку из Молдовы. Где-то — вымышленной неспособностью расследовать пытки. Такова история Ованеса Газаряна из Армении и Марины Рузаевой из России. А где-то активно — преследуя жертв пыток, которые решились подать жалобы и требовать расследования. В России и Армении жертв пыток стали привлекать к уголовной ответственности за ложный донос на полицейских. В Кыргызстане жалобщика могут наказать физически — избивая до полусмерти. Такова история Юрия Марченко из села Тюп на Иссык-Куле.
ЧЕТЫРЕ ИСТОРИИ
Человек вопреки государству